Рынок труда — это не просто место, где работодатель ищет сотрудников, а работник — вакансии. Это, прежде всего, «рынок», а значит именно рыночные законы здесь определяющие. Если на обычном рынке продаются и покупаются товары и услуги, то на рынке труда — «продуктом» являетесь вы сами: ваша экспертность, профессиональные навыки, опыт и... личный бренд. Что такое личный бренд? Всем ли, на самом деле, он нужен? И как правильно его создать?
Что такое личный бренд, или зачем Стиву Джобсу чёрная водолазка?
Самое точное определение личного бренда дал Джефф Безос, основатель всемирно известной компании Amazon: «Личный бренд — то, что о вас говорят люди, когда вас нет в комнате». Даже если мы не работаем над своим брендом осознанно, люди всё равно складывают о нас какое-либо представление. Это та самая «одёжка», по которой встречают. Молодой гений, Facebook — бренд «Марка Цукерберг». Чёрная водолазка, Apple — «Стив Джобс». Голубые волосы, скандальные дизайны, трёхэтажный мат — «Артемий Лебедев». Как видим, личный бренд — подобие визитной карточки, и ассоциации умещаются в несколько слов.
Хорошая новость в том, что мы можем влиять на свой образ и использовать его в своих целях: повысить продажи, найти работу мечты или увеличить свой доход.
Зачем нужен личный бренд?
Для людей важно не только качество того или иного продукта, но и связь с личностями, которые его производят. «Студия Артемия Лебедева» — лидер на рынке не только потому что делает прорывные дизайны, но и потому, что сам Артемий продвигает бизнес своим личным брендом.
7 причин работать на своим личным брендом:
1. Вы привлечёте внимание к своему проекту и обретёте новых клиентов
Особенно это актуально для тех, кто осваивает новую сферу. Люди любят наблюдать за новичками. Если будете открытыми и честными, подписчики простят отсутствие большого опыта и поддержат в становлении. К тому же так они больше вовлекаются, а значат становятся вашими потенциальными клиентами.
2. Обзаведётесь полезными связями
Если вы заявите о себе и будете на виду, то быстрее найдёте единомышленников, привлечёте внимание своих коллег и расширите своё влияние в профессиональной среде.
3. Облегчите себе поиск работы
Наверняка вы сталкивались с просьбами работодателей приложить к своему резюме ссылки на социальные сети. В интернете о человеке можно узнать практически всё. Если вы ведёте свой блог и популярны, у HR-менеджера просто не останется выбора — работа мечты вам обеспечена. Ведь ваш личный бренд усилит бренд компании в целом.
4. Повысите продажи своих услуг
Блог или страница в социальной сети, где вы делитесь своим экспертным мнением, «подогревает» аудиторию, закрывает потенциальные вопросы клиента и возражения. Листая вашу страницу, читая отзывы, любуясь вашими фото, клиенты сэкономят время на поиск информации и быстрее примут решение.
5. Привлечёте партнёров и инвесторов
Если вы стали человеком-брендом, вам будет легче находить не только клиентов, но и спонсоров, которые помогут реализовать ваши амбициозные проекты.
6. Сможете увеличить доход
Сначала в работаете на «зачётку», затем она работает на вас. Сформировав свой бренд, вы сэкономите на поиске клиентов — они будут обращаться к вам сами. Кроме того, наличие имени и хорошей репутации позволят вам повышать цену на свои услуги.
7. Отстроитесь от конкурентов
Наличие бренда незаменимо в сферах с высокой конкуренцией. Неверно полагать, что бренд только для селебрити. Предприниматели за счёт личного брендинга смогут выгодно продвинуть бизнес, психолог — увеличит количество консультаций, а фрилансер — облагородит своё портфолио. Если вы в сфере, где личный бренд продвигают единицы, вы однозначно победите, просто начав делать в этом направлении хоть что-то.
Как понять, что вы готовы продвигать свой бренд?
Вкладывать время, силы и деньги в продвижение своего бренда нужно только тогда, когда вы понимаете, какие цели преследуете. Использовать этот инструмент просто потому, что так делают все и ваши конкуренты тоже, — стратегия не совсем верная.
Вы не готовы продвигать личный бренд если:
1. У вас ещё нет достижений в сфере или хотя бы планов на них.
2. Вы хотите быстрого результата, а ждать, проходить обучение и развиваться не имеете возможности.
3. Думаете, что достаточно время от времени делать посты и выкладывать фото из отпуска.
4. Вы чрезмерно эмоциональны, склонны к вспыльчивости в комментариях и необдуманным поступкам.
5. Не имеете конкретной цели, а личный бренд вам нужен, потому что так делают другие.
Вам нужен личный бренд, если:
1. Вам есть что сказать в своей области — то есть вы экспертны.
2. Понимаете, что на развитие бренда уйдёт время (минимум 1 год).
3. Вы знаете, как строить бренд или каких знаний вам не хватает, чтобы пройти обучение или обратиться за этим к специалистам.
4. У вас есть критическое мышление, вы умеете аргументированно и тактично отстаивать свою позицию.
5. Вы поставили перед собой чёткие цели, и личный бренд является инструментом для их достижения.
Из чего состоит персональный бренд?
В основе любого личного бренда 3 неизменных составляющих: профессионализм, репутация и популярность. Если первое зависит от ваших знаний и опыта, то второе и третье — требуют внешних ресурсов: проработка позиционирования и стратегии продвижения.
- Профессионализм
Чтобы построить свой бренд, необходимо профессионально ориентироваться в какой-либо сфере и делиться своим мнениям, идеями, отзывами. Хорошо, если ваша специализация широка, однако лучше, если вы найдёте одну область (нишу) и будете разбираться в ней лучше других.
- Популярность
Известность приходит, когда вы уже имеет достижения, с которыми ассоциируется ваше имя, а также при грамотном продвижении. Постепенно начнёт работать сарафанное радио: людям необязательно будет знать вас лично — лояльная аудитория будет сама рекомендовать вас друзьям и знакомым.
- Репутация
Репутация — вещь очень тонкая. Её трудно обрести, но очень просто потерять. Люди долго помнят даже самые мелкие наши ошибки. Поэтому о репутации нужно заботиться всегда: следить за качеством контента, за своим поведением, стилем и имиджем.
Как создать и раскрутить личный бренд: 7 шагов
1
Кто я?
Прежде чем начать формировать свой бренд, необходимо определить, в какой сфере вы хотите себя позиционировать и в чём вы разбираетесь лучше всего. «Неужели я не знаю кто я и чем занимаюсь?», — возможно, спросите вы. Но не тут-то было! Несмотря на очевидность этого шага, многие его пропускают и спотыкаются. Потому что хочется быть «всем и сразу». А успеха добиваются как раз те, кто смог сфокусироваться и сузить свою экспертную тему.
2
Поставьте цель
Зачем вам нужен личный бренд? Сформулируйте осязаемые цели, ответив на несколько вопросов:
• Чего вы достигнете с помощью личного бренда?
Просто казаться экспертом и чувствовать себя королём — недостаточно. Пусть результат будет конкретным. Например, личный бренд повлияет на доход, привлечёт внимание инвесторов, поможет получить желаемую должность и т. д.
• Какие ассоциации должно вызывать ваше имя в сознании других людей?
Какой образ вас будут представлять? Какое мнение о себе вы хотите транслировать в мир? Ответы на эти вопросы помогут понять, на что делать упор.
• В каких вопросах вы хотите являться экспертом?
Напишите список тем и вопросов, в которых вы разбираетесь. Какие идеи вы хотите нести? Есть ли у вас позиция, которой вы готовы поделиться с другими людьми?
3
Изучите конкурентов
Анализ конкурентов — неотъемлемая часть любого маркетингового исследования, предваряющего запуск рекламы. И в построении своего бренда без него тоже не обойтись. Наверняка, вы знаете лидеров мнений в своей области. Выберите из них: а) самых популярных; б) самых симпатичных вам. Посмотрите, на что эти личности делают упор, какие они используют каналы для продвижения. Сравните их с собой: что бы вы взяли на вооружение, а что бы проигнорировали?
4
В чём моя «фишка»?
Вы посмотрели на своих «конкурентов». Следующий шаг — «отстроиться» от них, найти то, чем вы отличаетесь от них и в чём именно ваша ценность. Это может быть идеи, взгляды, образ жизни, а также внешность и окружение.
Чёрная водолазка Стива Джобса или голубые волосы Артемия Лебедева — это не только примечательные детали известных личностей, но и трансляция определённой позиции. Водолазка Джобса говорит нам: «Этот известный человек может себе позволить носить простую одежду, свой статус ему не нужно доказывать — он сосредоточен на деле, значит, думают его клиенты, его продукт качественный». Волосы Артемия — символ эпатажа, креативности и свободы мысли, что для дизайнерской деятельности немаловажно.
Выявите свои ценности и придумайте атрибуты, которые могли бы «работать» на ваш бренд.
Говорить о своих достоинствах и транслировать их — всегда сложно. Маленький лайфхак: попросите своих друзей, близких, коллег или клиентов написать, чем вы примечательны, за что вас ценят и почему выбирают. В конце концов вы сможете набрать список размером со страницу А4. Прочитайте этот список и выберете те черты, которые: а) наиболее близки вам; б) вы хотели бы транслировать другим; в) символизировали качество ваших услуг или продукта.
5
Выберите площадку для продвижения
Выбирать канал или социальные сети следует, исходя из вашей целевой аудитории. Где находятся люди, внимание которых вы бы хотели привлечь? Думать, что вы «для всех» — неэффективно. Подумайте, кто ваш читатель, подписчик, клиент? Какие у него интересы? Какой возраст? Что он любит? Что читает и смотрит? Каналом для продвижения может быть и TikTok, если вы, например, преподаватель и ищете учеников.
Лучше, если вы выберете несколько площадок. Так вы охватите несколько слоёв, а также подстрахуете себя, если, например, одна из каких-либо соцсетей перестанет существовать.
6
Продвижение и реклама
Когда канал найден и создан, можно наращивать аудиторию и работать над своей репутацией.
- Регулярно делать посты в соцсети, где обитает ваша целевая аудитория.
- Активничать вне своего личного профиля: участвовать в видеотрансляциях у блогеров, которые вам нравятся, оставлять комментарии к чужим постам.
- Сделать сайт-портфолио с полезным контентом, свидетельствующий о вашей экспертности и мастерстве.
- Публиковаться в журналах по своей тематике, писать книги.
- Заказывать рекламу в других блогах.
7
Нетворкинг
О нетворкинге стоит поговорить отдельно. Научитесь ярко презентовать себя и свой проект в нескольких предложениях. Эту речь вы будете произносить на офлайн-встречах, выступлениях, тусовках и ивентах — в общем, там, где могут находиться ваши потенциальные клиенты или партнёры.
8
Поддержание личного бренда
Когда проект по выстраиванию вашего персонального бренда запущен и уже есть результаты, работа только начинается. Продолжайте вести свой канал, соблюдайте правило 3-х постов: последние 3 публикации должны транслировать ваши идеи таким образом, чтобы гость страницы смог за 10 минут понять, чем вы занимаетесь и какие ценности несёте.
И, конечно, следите за своей репутацией: будьте осторожнее со словами и поступками.
Вывод
Личный бренд — отличный инструмент для продвижения своего дела. И для предпринимателя, и для фрилансера, и для наёмного сотрудника. Он может помочь найти любимое дело, заявить о себе и стать финансово свободным. Но, если вы хотите создать работающий бренд, стоит относиться к нему не как к хобби, а как к отдельной бизнес-обязанности. Это занятие требует времени, энергии и денег, но при правильном подходе обязательно выведет к новым вершинам. Занимайтесь любимым делом, проявляйтесь и достигайте своих целей!
Вам также понравится
- Поделиться