Возможно, многие процессы можно рассматривать как результат случайных событий или же это взаимодействие сложных систем? Или же мир в хаосе или все это - кара Божья? Различные люди могут трактовать мировые события по-разному, и ответ на вопрос об их смысле часто субъективен. Мы рассмотрим предложенное Эрихом Фроммом объяснение взглядов рыночного характера современного общества.
Данный текст представлен в информационных целях. Автор и портал рассказывают о рыночном характере и кибернетической религии с позиции Эриха Фромма и не передают собственное мнение.
Кибернетическая религия и рыночный тип характера по Фромму: что это такое?
Эрих Фромм, выдающийся немецкий философ, социолог и психолог 20-го века, занимался изучением различных социальных явлений, включая рыночный характер производства и явление, которое он описал как «кибернетическую религию». Примеры этих явлений в современной жизни можно увидеть в любой момент времени, поэтому нужно научиться их распознавать.
Рыночный характер, по мнению Фромма, становится ключевым фактором формирования современного общества. Экономика, подчиненная рыночному характеру, оказывает прямое воздействие на психологическое состояние людей, формируя их личность. Фромм вводит понятие «рыночного типа характера», указывая на ориентацию человека на личную выгоду и успех, в ущерб общественным ценностям.
Укрепление конкуренции, индивидуализм и воздействие рекламы и массовой культуры являются факторами, способствующими формированию рыночного характера. Фромм предостерегает от последствий этого явления, считая, что оно приводит к утрате человеческой свободы и достоинства, когда стремление к заработку денег становится главной целью человеческой жизни.
Прямое воздействие рыночного характера экономики на формирование рыночного типа личности человека неизбежно приводит к эффекту, который Эрих Фромм называет «кибернетической религией». Это понятие, предложенное в контексте противопоставления науки и религии, на самом деле отражает современную тенденцию поклонения деньгам и успеху как новой форме религиозности, охватывающей широкие массы общества.
В наше время нет противоречия между наукой и кибернетической религией. Поклонение материальному благосостоянию становится главной ценностью для многих, замещая традиционные религиозные убеждения. Именно это и представляет собой суть кибернетической религии.
Эта форма религии постепенно вытесняет традиционные верования, особенно в крупных городах и технологически развитых областях. Однако уровень фанатизма, с которым люди придерживаются своих идей, сохраняется. Ранее это были религиозные нормы, теперь – стремление к успеху и накоплению богатства.
Экономика страны, принявшая рыночный характер, неизбежно оказывает влияние на менталитет и психологию своих граждан. Происходят изменения в восприятии ценностей, где приоритет отдается не общественным идеалам, а достижению финансового успеха.
Развитие рыночного характера и кибернетической религии в современном мире
Эрих Фромм в книге «Иметь или быть?» предоставляет детальный анализ того, как развивается рыночный характер и формируется «кибернетическая религия» в современном обществе. Он начинает свой рассказ с идеи о «тайной религии современного человеческого общества».
Фромм выделяет ключевой период изменений, простирающихся с момента зарождения капитализма до середины 20 века и подчеркивает, что страсть к накоплению богатства начала проникать в общество с 16 века и стала характерной чертой среднего класса. Он также обращается к вопросу о накоплении в работе «Человек для самого себя», где рассматривает тему судьбы человека в современном мире, освободившем его от физического труда. Преуспев в создании материальных ценностей, человек так и не смог пока ответить на фундаментальные вопросы: как он должен жить и куда направлять свою энергию.
Согласно Фромму, страсть к накоплению стала основой для формирования рыночного характера личности. В условиях рыночной экономики человек воспринимает себя как товар, обладающий определенной стоимостью. Фромм утверждает, что на «рынке личностей» и на рынке товаров применяются аналогичные принципы, где их общая стоимость определяется меновой стоимостью, с потребительской стоимостью в качестве необходимого, но не достаточного условия. Это создает раздвоение между стремлением к личной реализации и социальными задачами, стоящими перед индивидом в современном мире.
Это обсуждение не затрагивает тему торговли людьми, а сконцентрировано на том, что каждый человек в сущности «продаёт» свои умения, знания и навыки за определенное вознаграждение. Однако востребованность труда определяется не только профессиональными навыками, но и личностными качествами. В данном контексте речь идет о так называемых «hard skills», «soft skills» и умению преподносить себя, хотя термины эти появились позже, чем в период исследований Эриха Фромма, касающихся рыночного характера и кибернетической религии.
Фромм подчеркивает, что соотношение мастерства и человеческих качеств может варьироваться, однако ключевую роль в достижении успеха всегда играет так называемый «личностный фактор». Согласно его взгляду, успех в значительной степени зависит от того, насколько убедительно человек представляет себя как личность, насколько привлекательна его «упаковка», и каким образом он производит впечатление надежного и энергичного индивида.
Понравился контент?
Вступай в нашу группу или подпишись на рассылку, чтобы получать новые статьи, упражнения, новости и предложения, доступные исключительно подписчикам. С нами вы получите базовые знания и сможете разобраться с кредитами, инвестированием - в целом, со своими финансами!
Вступившим сегодня в подарок «4 секрета богатства».
Оценка окружающих и, следовательно, достижение успеха во многом зависят от происхождения, принадлежности к определенному кругу и наличия нужных связей. Разумеется, рыночный тип личности частично зависит от выбранной области самореализации и достижения успеха, но вне зависимости от направления – научной, преподавательской, торговой, транспортной или другой – ключевым требованием остается пользоваться спросом.
Деньги и успех, взятые вместе, формируют кибернетическую религию, преданно исповедуемую рыночным типом характера. Для данного типа личности важно осознавать, что для достижения успеха недостаточно обладать лишь знаниями и умениями. Ключевую роль играет также умение успешно выступать в условиях жесткой конкуренции, и именно здесь проявляется сущность потребительской стоимости.
Если бы для достижения успеха или стабильного дохода были достаточны лишь знания и умения, тогда чувство собственного достоинства было бы непосредственно связано с интеллектуальными и профессиональными способностями человека. Однако, поскольку успех также зависит от того, как личность «продает» себя, вступает в игру понятие обмена или меновой стоимости.
Человек, обладающий рыночным типом личности, воспринимает себя одновременно как продавца и товар на «рынке личностей». Согласно Фромму, с течением времени такой индивид перестает уделять внимание абстрактным идеям, таким как «жизнь» или «счастье», сводя их к единому критерию – пригодности идей, знаний, навыков, окружения и др. для продажи себя и, следовательно, для достижения успеха и заработка денег.
Цель рыночного характера заключается в полной адаптации к обстоятельствам с тем, чтобы оставаться востребованным, сохраняя интерес к себе при любых условиях на «рынке личностей». В сравнении с людьми 19 века, рыночный тип личности даже лишен собственного постоянного «Я», на которое можно было бы опереться, так как его «Я» постоянно трансформируется под воздействием окружающих обстоятельств.
Важно отметить, что это не означает, будто люди в прошлых веках были лучше, чем сейчас. Просто в рассматриваемые времена (а это 16-19 век) окружающая действительность не трансформировалась так быстро, и поэтому не было необходимости для быстрой адаптации индивида.
Однако в наше время, в эпоху постоянных перемен, люди с рыночным характером, по мнению Фромма, лишены иных целей, кроме постоянного движения вперед и достижения максимальной эффективности. Простой вопрос «Зачем?» сегодня, заданный людям с рыночным характером покажет, насколько вероятность получить четкий ответ мала. Люди могут объяснить, что их цель – зарабатывать больше, а цель компании – расширяться и захватывать новые рынки, но зачем всё это делается, остается неясным.
Это вполне логично, что сегодня у обладателей рыночного типа характера нет времени на философские и религиозные рассуждения типа «Для чего мы живем?». У них своя «кибернетическая религия», в которой ценится успех и деньги, в ущерб извечным философским и социальным ценностям. Они лишены собственного стержня и чувства идентичности. Такой «кризис» стал характерной чертой современности, породив кризис общества, где люди стали лишь безликими средствами для достижения чужих целей, навязываемых им как свои.
Их мнимое «чувство идентичности» опирается на корпоративные ценности, часто далекие от традиционных, актуальных для предыдущих поколений. Более того, согласно Фромму, люди с рыночным характером не способны настоящим образом любить или ненавидеть, поскольку эти эмоции не соответствуют структуре их характера, функционирующего преимущественно на уровне интеллекта и рассудка и стремящегося избегать эмоций, мешающих достижению основной цели – денег и успеха.
Люди с рыночным типом характера, согласно Фромму, не проявляют сильной привязанности, оставаясь в большей степени безразличными. Это не является проявлением эгоизма в чистом виде, скорее, это свидетельство о неустойчивом отношении к себе и окружающим, подверженном изменениям под воздействием различных факторов, таких как изменения меновой стоимости.
Фромм объяснял, что такие люди не испытывают беспокойства по поводу опасности ядерных или экологических катастроф, даже при наличии этих угроз. Тут, пожалуй, стоит еще раз напомнить годы жизни Эриха Фромма (1900-1980) и уточнить, что его наблюдения относятся не к сегодняшнему дню, а к прошлому столетию, когда технологии еще не достигли такого уровня, как сейчас, и масштабы экологической угрозы были объективно меньше. Например, со времен разрешения Карибского кризиса в 1962 году человечество оставалось в относительной безопасности, не сталкиваясь с современными вызовами ядерного шантажа.
Отметив это, перейдем к теме привязанности. По мнению Фромма, рыночные личности «любят покупать и потреблять, но не ценят то, что приобретают». Это является результатом их отсутствия прочных эмоциональных связей с людьми или вещами. Для них важен престиж и комфорт, которые предоставляют вещи, а не сами взаимоотношения или предметы. Таким образом, рыночный тип характера сводит все к акту потребления – будь то материальные вещи, межличностные отношения или дружба.
Для человека с рыночным характером главной целью является надлежащее функционирование, что ведет к преимущественно умственной реакции на мир вокруг. Разум, согласно пониманию, представляет собой исключительное свойство Homo sapiens, в то время как манипулятивный интеллект присущ как человеку, так и животным.
В книге «Иметь или быть?» Эрих Фромм дает отсылку к трудам Чарльза Дарвина и его трагедии, связанной с утратой интереса к искусству. Дарвин писал о том, как утратил вкус к музыке, поэзии и живописи после того, как ум стал машиной для обработки фактов в результате занятий наукой. Это служит иллюстрацией того, что преобладание рассудочного манипулятивного мышления может привести к атрофии эмоциональной сферы.
Такое преобладание часто связано с невозможностью различать истинные эмоции от фальшивых, что может привести к проблемам в общении и карьерному росту. Люди с рыночным типом характера, согласно Фромму, не способны четко различать эмоции, что делает их уязвимыми к мошенничеству. Такой характер имеет свои синонимы, такие как «отчужденный характер» по определению Карла Маркса, когда люди отчуждаются от своего труда, результатов своего труда и самих себя.
В психиатрии наиболее близким к представлению Фромма является определение «шизоидной личности», хотя он признает, что аналогия не совсем точная. Шизоидная личность, находясь среди других шизоидных личностей и успешно функционируя, не испытывает беспокойства. Такое беспокойство возникает лишь в окружении обычных, не шизоидных личностей.
Для подтверждения своих взглядов, Фромм обращается к работе Майкла Маккоби «Игроки: новые корпоративные лидеры», в которой Маккоби проанализировал структуру характера 250 руководителей, топ-менеджеров и ведущих инженеров двух крупных компаний в США. В работе выявлены черты «рыночной» или «кибернетической» личности, проявляющиеся в преобладании рассудочной сферы и слабом развитии эмоциональной сферы у данных лидеров.
Автор представил свои наблюдения за руководителямис точки зрения сферы разума:
- 0% – Проявляющие глубокий и живой научный интерес к пониманию смысла работы.
- 22% – Энергичные и искусные, но не испытывающие глубокого научного интереса к природе вещей.
- 58% – Интересующиеся работой в той степени, в какой это необходимо для выполнения работы.
- 18% – Умеренно продуктивные, проявляющие к работе инструментальный интерес ради заработка и надежного экономического положения.
- 2% – Пассивные и непродуктивные.
А относительно сферы эмоций эти же люди:
- 0% – Любящие, положительные, творческие.
- 5% – Не слишком любящие, но ответственные.
- 40% – Проявляющие умеренный интерес к другому человеку, способные любить более глубоко.
- 41% – Имеющие традиционные интересы, благопристойные, ориентированные на ролевое поведение.
- 13% – Пассивные, нелюбящие, равнодушные.
- 1% – Отрицающие жизнь, черствые.
Эти результаты исследования добавляют штрихи к портрету рыночного человека и носителя кибернетической религии, согласно Фромму. По его словам, «за фасадом агностицизма или христианства скрывается откровенно языческая религия, которая с трудом поддается описанию, ибо такое описание возможно лишь на основе того, что люди делают, а не на основе их сознательных размышлений о религии или догмах той или иной религиозной организации».
По Фромму, человек подобно Богу приобретает способность создавать свой мир, поскольку технически может создать свой мир вместо изначального. Это может привести к исключительному отчуждению от природы и эмоциональной реакции на окружающий мир. В этом новом кибернетическом мире, созданном человеком, он начинает играть роль бога, но одновременно становится рабом своих технологий.
Эмоциональное отчуждение и изоляция от природы, согласно Фромму, усиливают влияние кибернетической религии. Когда человек теряет связь с природой и реагирует на мир все более эмоционально-отстраненно, это приводит к пагубным последствиям. Фромм предупреждает, что человек, становясь хозяином своих технологий, может в итоге превратиться в раба, а цепляясь за надежду на лучшее будущее, человечество не видит опасности разрушения.
Он отмечает, что разработка все более разрушительного ядерного оружия и нежелание отказаться от него указывают на тенденцию продолжения угрозы ядерной катастрофы. А это подтверждает теорию кибернетической религии. Фромм подчеркивает, что недостаточно усилий предпринимается для предотвращения экологической катастрофы и сохранения человечества.
Что мешает человеку переломить саморазрушительный тренд и стать истинным хозяином положения? А вот тут нужно снова вернуться к тому, с чего мы начали рассматривать нашу тему. А именно к идее Фромма о том, что рыночный тип характера ведет к потере человеческой свободы и достоинства, поскольку человек ставит во главу угла деньги и подчиняет идее зарабатывания денег всю свою жизнь
Таким образом, согласно Фромму, рыночный тип характера, с его уклонением в кибернетическую религию, может стать препятствием для принятия мер по изменению саморазрушительного тренда и сохранению человеческой свободы и достоинства.
В работе «Бегство от свободы» Эрих Фромм рассматривает различные стратегии, которые люди могут использовать для избегания свободы. В частности, он выделяет три основные стратегии:
- Авторитаризм в мазохистской и садистской формах: Люди могут стремиться соединить себя с чем-то или кем-то внешним, чтобы компенсировать утраченную индивидуальность и обрести силу. Это может проявляться в подчинении другим или, наоборот, в стремлении контролировать и уничтожать других.
- Деструктивность или разрушительность: Люди могут пытаться преодолеть свой комплекс неполноценности, уничтожая или подчиняя других. Это связано с поиском внешней власти и контроля, чтобы компенсировать внутренние проблемы.
- Конформность или автоматизирующий конформизм: Люди могут полностью подчиняться социальным нормам и становиться «такими как все». Это позволяет им избегать ответственности за собственные решения и действия, следуя установленным шаблонам.
Фромм указывает на тот факт, что не все стремятся избегать свободы, и существуют перспективы позитивной свободы. Позитивная свобода, по его мнению, проявляется, когда человек чувствует себя частью мира, не теряя при этом свою независимость - он также обсуждает это в работе «Искусство любить».
В заключение, работы Эриха Фромма предостерегают нас от потери гуманности и индивидуальности в условиях стремительного технологического и экономического развития. Его анализ рыночного типа характера и кибернетической религии подчеркивает важность сохранения эмоциональной связи с окружающим миром и баланса между личным развитием и общественными ожиданиями. Однако, как исследователь и философ, Фромм призывает к размышлению и самоанализу, оставляя за читателем решение о том, как найти этот баланс в современном мире, где экономика и технологии играют ключевую роль в формировании личности.
Вам также понравится
- Поделиться