Загадка-головоломка Льва Толстого про шапку

Загадка-головоломка Льва Толстого про шапку
Автор:
Автор материала
Дмитрий
Понравилась:
Число людей, которым понравился материал
259 
Время чтения:
Время чтения
7 мин.
Опубликовано:
Опубликовано, дата
10/08

Лев Николаевич Толстой – это человек, который писал для людей любого возраста. Для детей были сказки и рассказы, где главные роли занимали не только люди, но и животные, птицы. Для взрослых – более сложные для восприятия сюжеты, но вместе с тем и интересные, среди которых встречаются романы, пьесы и религиозно-философские произведения.

Писатель также любил педагогику, поэтому нередко придумывал различные задачи, среди которых встречались и финансовые головоломки. Особый подход к процессу обучения был заметен невооруженным взглядом, ведь даже в его собственной школе ученики могли сидеть, где хотят и как хотят. Определенных строгих правил не существовало, ведь обучение должно быть веселым и интерактивным.

История говорит, что рассматриваемая задача была придумана Львом Николаевичем для второго класса школы. Через столетия эта задача переродилась в превосходный мем, который показывает, что даже финансово грамотные люди не должны забывать про логику.

Согласно эфемерной статистике (на самом деле никаких статистических данных не собиралось, а цифры взять «с потолка»), решить ее могут только 30% учеников старшей школы, 20% студентов и 10% людей, которые уже начали свою трудовую деятельность.

Задача может показаться простой, но только на первый взгляд. Давайте разберем ее подробнее.

Загадка-головоломка Льва Толстого про шапку

Условия задачи:

Человек продает шапку за 10 руб. Одному из покупателей она понравилась и он согласился на выставленную цену, но имел при себе только банкноту номиналом в 25 руб. Тогда продавец предлагает обменять банкноту в павильоне неподалеку. Он отправился к соседу, разменял деньги, получив 3 банкноты: 10 руб., 10 руб. и 5 руб., передал клиенту головной убор и вернул сдачу в размере 15 руб.

Продавец из соседнего павильона через некоторое заявляет, что полученные 25 руб. были фальшивыми. Продавцу ничего не оставалось, кроме как возместить ущерб в минус для себя.

Вопрос:

На какую сумму обманули продавца шапок?

Понравился контент?

Понравился контент?

Вступай в нашу группу или подпишись на рассылку, чтобы получать новые статьи, упражнений и материалы, доступные исключительно подписчикам.

Попробуйте найти правильный ответ самостоятельно. Условия не содержат в себе каких-то подвохов, поэтому решать ее нужно с холодной головой. А затем приступайте к прочтению решения.

Решение и правильный ответ на загадку
Решение и правильный ответ на загадку

Решение и правильный ответ на загадку

Есть три варианта решения задачи:

  1. Продавец получил 25 руб. от мальчика, отдал шапку (10 руб.) и вернул сдачу (15 руб.). После возместил ущерб соседу (25 руб.). Общий убыток составил 50-25=25 руб.
  2. Соседка ничего не потеряла (разменяла фальшивую банкноту, но позже получила полную сумму назад). Покупатель получил сдачу 15 руб. и шапку за 10 руб. Продавец вернул полученные от соседа деньги и отдал 25 руб. (шапка+сдача) клиенту, при этом не получив дохода.
  3. Фальшивая купюра означает, что убыток равен ценности этой банкноты. То есть, потеря составляет 25 руб.

Объяснение ответа в 25 рублей

Для наглядности лучше всего использовать простую бухгалтерскую форму с дебетом и кредитом. Как и в случае с личными финансами, она максимально эффективна. Связано это с тем, что она включает в себя минимум информации, концентрируясь только на важных данных, которые нужно учитывать при проведении расчетов.

ДействиеПолучил продавецОтдал продавец
Клиент передает банкноту25 фальшивых руб.
Размен у соседа (10+10+5)25 настоящих руб.25 фальшивых руб.
Продажа шапки10 руб. (шапка); 15  руб. (сдача)
Возмещение ущерба соседу25 руб.
Просуммируем25 фальшивых руб. + 40 настоящих руб. + 10 руб. шапка
Продавец потерял в итоге15 настоящих руб. + 10 руб. шапка

Данная задача является моделью, которая лишь призвана совершить простое математическое действие с учетом имеющихся переменных. Никаких других данных задача не дала, поэтому не следует брать их извне. Задача дает четырех действующих лиц, фальшивую банкноту, сдачу и шапку. Больше ничего учитывать не требуется, любые другие аргументы не будут подтверждаться фактами из указанной задачи.

История Льва Толстого в педагогике

Л.Н. Толстой стал одним из первых людей, которые начали смотреть на педагогику по-другому. В то время обучением детей занимались отставные солдаты и дьячки. Это все приводило к тому, что процесс обучения оказывался неинтересным, удручающим, ведь за неподчинение дети строго наказывались. В некоторых случаях наказания даже были профилактикой и применялись ко всем детям без исключения.

Лев Николаевич решил перестроить систему обучения, которая не давала значимых плодов. Дети под началом Толстого стали свободными, теперь они могли озвучивать свои мысли и вести с учителем полноценный диалог. Уроки стали больше устными, а не письменными.

Лев Николаевич считал, что человек с ранних лет должен обладать широким кругозором. Это позволит не только увеличить его интеллект, но и позволит выбрать собственный путь в жизни. Поэтому особенно сильный упор на расширение кругозора делался на учеников начальных классов. Для этого рядом с Яснополянской школой был организован островок живой природы, где ученики могли на практике знакомиться с флорой, фауной и законами природы.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.»
Лев Толстой

«Азбука», основная книга Л.Н. Толстого, дает не только конкретные навыки, но и позволяет получить общее представление о физике, химии, зоологии и т.д. Книга полностью отражает взгляды писателя на образование. Полученные знания – фундамент для будущего развития.

«Азбука» Л.Н. Толстой
«Азбука» Л.Н. Толстой

Поэтому созданная «Азбука» позволяла дать несколько векторов развития для ребенка, а он уже самостоятельно выбирал, что ему больше нравится. Свобода обучения предоставляла необходимые знания для поведения в обществе, но при этом не пренебрегала необходимостью формирования собственного мнения на события и явления.

Каждый день для ученика в Яснополянской школе был возможностью самостоятельно добыть знания, а не получить их уже в готовом виде со слов учителя. Подходя к обучению топорно, как это делали до Л.Н. Толстого, нельзя было развить гибкость ума.

Про этот подход великого писателя нужно помнить и сейчас, даже занимаясь самообразованием в уже осознанном возрасте. Такого подхода придерживаемся и мы в обучении финансовой грамотности.

Автор: Дмитрий

Автор статей по финансам, а также куратор курса «введение в личные финансы».

  1. Главная
  2. Разное
  3. Загадка-головоломка Льва Толстого про шапку

Полезные материалы

Поделитесь мнением?
  • Поделиться

Содержание

Наверх

Сделано на платформе ПРАВОЛОГИЯ