Согласно исследованиям, российские дети по-прежнему имеют низкий уровень финансовой грамотности. И это закономерно — большая часть взрослых тоже не отличается просвещённостью в денежных вопросах, к тому же несёт на себе груз негативных установок про деньги. К слову, 67% родителей вообще не говорят с детьми о деньгах, а 56% убеждены: вести бизнес можно только с нарушением закона.
Бизнес-тренеры, коучи повсеместно запускают для детей обучающие курсы, крупные компании учат обращаться с финансами на мастер-классах. Родители приучают к экономии, давай ребёнку карманные деньги. Но не будем забывать, что колоссальное влияние на детей оказывают, прежде всего, мультфильмы. И в российских, и в зарубежных мультиках часто встречаются герои-предприниматели, владельцы крупных капиталов. Какие они? Гении, красавцы и филантропы? Отнюдь нет. Как правило, это несчастные одинокие злодеи, которые чинят препятствия героям-добрякам. Быть похожим на таких бездушных бизнесменов не захочет ни один ребёнок, а впоследствии — осознанно или неосознанно — начнёт избегать и больших денег. Ведь мультики научили: деньги — атрибут грязи, зла и беззакония…
Вот так с самого раннего детства у нас формируются финансовые стереотипы, которые мешают достичь успеха и которые мы так отчаянно пытаемся изгонять из себя во взрослом возрасте.
Негативные установки про деньги
Наша редакция вспомнила самые известные мультфильмы с героями-богачами. Какие отрицательные убеждения о деньгах в них преподносятся?
Убеждение № 1. «Все богатые злые»
Карабас Барабас из сказки «Буратино» — воплощение злобного зла. Как он пришёл к богатству — для нас большая загадка. Важно лишь то, что его «бизнес» причиняет страдания всем. Владея кукольным театром, он не платит зарплату актёрам-куклам зарплату, зато билет на представление стоит 4 сальдо — баснословных денег, по меркам сказочного мира. Карабас Барабас держит своих работников в рабстве: угрожает плёткой, заставляет работать. В перерывах между спектаклями вешает их на гвозди в кладовке. Но они же куклы — где им быть ещё? и зачем им зарплата?
По законам жанра, в конце сказки злодея проучают — Барабас остаётся одиноким. А Буратино вместе с куклами открывают новый кукольный театр, где билеты на спектакли раздаются бесплатно. Но кто в детстве будет задумываться, что такой «бизнес» обречён. Нужно донести центральную идеи, совпадающую с духом коммунизма СССР: капитализм — зло, а богачи — его воплощение, их надо ликвидировать, раскулачивать.
Убеждение № 2. «Все богатые одиноки»
Вилли Вонка из сказки Р. Даля «Чарли и шоколадная фабрика» — ещё один пример богача в детской массовой культуре. Forbes в 2007 году оценил состояние бизнесмена в $21 мрлд. Вилли, как и другие вымышленные предприниматели, ненавидит людей и одинок. Семейные ценности он презирает, ему ненавистны даже сами слова «родители» и «семья». Чтобы достичь успеха, нужно отказаться от всех связей — убеждён он. Предлагая мальчику Чарли унаследовать свою фабрику, он ставит условие: больше никогда не видеть родных.
Мизантропия и стремление Вилли Вонки к одиночеству, однако, не априорны. Дело в детской травме: отец предпринимателя был стоматологом, поэтому не разрешал сыну сладости, жестоко сжигая их в камине. Так у героя появляется человеческое лицо и потенциал к изменениям. Чарли помогает Вилли вернуться домой, помириться с отцом. Тогда мнение шоколадного магната о семье меняются, и он разрешает Чарли жить на фабрике вместе со своей семьёй.
Другой пример скупости и ненависти к людям — легендарный Скрудж МакДак из вселенной Уолта Диснея. С самого начала Скрудж изображался как одинокий немощный старик, который чахнет над своим златом. Он презирал нищих, отказывался делать им пожертвования, считал праздники глупым времяпрепровождением.
Однако и у него имеется своя история, раскрывающая его как несчастного и травмированного. Он вырос в бедности и вынужден был за копейки чистить ботинки прохожим. Боль от унижений, обида привела к стремлению стать «умнее всех умных, твёрже всех твёрдых» и разбогатеть любой ценой. Скрудж переехал в США и обогатился на горной промышленности. Однако, встретив своих племянников Билли, Дилли и Вилли, Скрудж смягчается, и из алчного сребролюбца превращается в доброго помешанного на деньгах дядюшку.
Убеждение № 3. «Богатство ведёт к проблемам»
Если в западных мультиках богачи имеют шанс измениться и спастись, то в русских сказках они безнадёжно обречены на несчастье. Разница менталитетов разительна. Если в западном обществе популярен образ человека, который достиг успеха, «сделал себя сам», то в российской культуре, особенно в мультиках советского толка, бизнесмен всегда злодей, и его нужно наказать.
Такова, например, Белладонна из «Приключений поросёнка Фунтика». Как и полагается предпринимателю в советских сказках, Белладонна не имеет друзей и родных, она зациклена на деньгах. Госпожа носит меха и драгоценности, а зарабатывает своё состояние, эксплуатируя несчастного поросёнка Фунтика. Он вынужден обманывать детей: рассказывать выдуманную историю про трёх поросят и собирать пожертвования на их новые домики. Но справедливость, конечно, торжествует: добро побеждает зло. Фунтик публично разоблачает Белладонну, она разоряется.
Убеждение № 4. «Богатства можно достичь только обманным путём»
Говоря о мультяшных богачах, нельзя не вспомнить о господине Спрутсе из «Незнайки на Луне». Изначально сказка Николая Носова была задумана как пародия на капитализм. Обществом на Луне заправляют богачи. Они создают монополии, и ничто не может помешать вести им свою криминальную деятельность. В их власти полиция, им подчиняется пресса.
Главный богач в этом лунном обществе а-ля российские 90-е — господин Спрутс. Он владеет производством тканей, тридцатью сахарными заводами и несколькими гигантскими земельными участками. Незнайка, узнав, что на Луне мизерные фрукты и овощи, решает поделиться с лунными коротышками семенами огромных растений. Узнав об этих планах, Спрутс начинает беспокоиться: под угрозой весь его бизнес. При этом богач не верит, что бизнес можно вести законно и без вранья.
Вывод
Мы рассмотрели лишь некоторые мультфильмы, в которых образ бизнесмена показан с негативной стороны. Что интересно — если в западных мультфильмах герои-предприниматели постепенно меняются через одну ключевую идею («дружба и семья важнее денег»), то в русской традиции сильно бескомпромиссно отрицательное отношение к финансовому достатку. Виной тому как российский менталитет, так и наследие советского прошлого.
Если в культуре «взрослых» представления о богатстве и бизнесе постепенно меняются, благодаря книгам и фильмам о предпринимательском успехе, то дети по-прежнему смотрят мультики, где ценности человеческие и финансовые разделены по разные сторон баррикад.
Но не всё так печально! Сегодня создаются мультфильмы и мультсериалы, которые воспитывают здоровое отношение к деньгам и тренируют финансовую грамотность. Какие это мультфильмы — читайте в нашем следующем материале!
Вам также понравится
- Поделиться